Го́лдинг Уильям (Golding) (1911-1993), английский писатель. Философские романы-притчи «Повелитель мух» (1954), «Шпиль» (1964), «Зримая тьма» (1979), «Бумажные людишки» (1984) сочетают элементы мифа, религиозной и фрейдистской символики с реалистическим изображением характеров и обстановки. Стихи, публицистика, радиопьесы. Нобелевская премия (1983).
* * *
ГОЛДИНГ Уильям - ГО́ЛДИНГ (Golding) Уильям (1911-93), английский писатель. Философские романы-притчи «Повелитель мух» (1954), «Шпиль» (1964), «Зримая тьма» (1979), «Бумажные людишки» (1984) сочетают элементы мифа, религиозной и фрейдистской символики с реалистическим изображением характеров и обстановки. Стихи, публицистика, радиопьесы. Нобелевская премия (1983).
* * *
ГО́ЛДИНГ (Golding) Уильям (19 сентября 1911, Сент-Колум Майнор, графство Корнуолл - 19 июня 1993, Перронарвортал, Англия), английский писатель-романист.
«Повелитель мух»
В юности был связан с миром театра, в годы Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) служил на действующем флоте, много лет работал школьным учителем. До войны публиковал стихи, однако свое призвание обрел, обратившись к роману: первая же книга Голдинга «Повелитель мух» (1954) принесла ему славу, по сей день оставаясь его самым признанным произведением. В 1963 Питером Бруком (см. БРУК Питер) был поставлен фильм по этому роману.
Роман представляет собой травестийное переложение популярной детской приключенческой книги Р. М. Баллантайна (Ballantyne) «Коралловый остров» (1858), в которой трое мальчиков, очутившись после кораблекрушения на необитаемом острове, превращают его в уголок цивилизации, отважно охотятся на акулу, обучают туземцев навыкам и ремеслам и возвращаются домой возмужавшими - с репутацией истинных героев. У Голдинга группа школьников, певчих церковного хора, попадает на пустынный тропический остров после аварии и, позабыв о недавних бомбежках и эвакуации, герои отдаются стихии приключения, игры, обретенной свободы от взрослого мира. Однако игра становится испытанием человеческой природы, выявляющим ее истинные начала. Итог этого приключения трагичен, оно открывает героям страшные тайны, заставляющие с недоверием воспринимать бытующие представления о человеческом естестве, социуме и истории.
Спор о природе и сущности человека составляет основную философскую коллизию романа, развернутую в противопоставлении героев, исповедующих иллюзии рационалистического и либерального характера, и других персонажей-подростков, которые осознали наивность представлений о врожденной разумности и доброте homo sapiens: на поверку человек в экстремальной ситуации капитулирует перед бесконтрольной иррациональностью, жестокостью и злом. Подобная проблематика и способ ее осмысления предопределены, по признаниям самого Голдинга, шоком, пережитым им в годы войны и после Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, материалы которого, на его взгляд, сделали, по меньшей мере, безответственными любого рода славословия человеческому величию. Вместе с тем упреки в предвзятости и сугубо пессимистическом восприятии феномена человека, многократно адресовавшиеся Голдингу, основаны на некорректном прочтении романа, сюжет которого строится как испытание личности, потенциально обладающей самыми различными возможностями и совершающей этический выбор без предопределенного результата.
После всех кошмаров, пережитых героями на острове, ставшем ареной борьбы за власть, сопровождающейся насилием, убийством и неприкрытой тиранией новоявленных вождей, остаются и свидетельства неостановимого нравственного падения, и примеры настоящего мужества тех, кто сумел сохранить естественные этические нормы. Благополучный финал, являющийся прямой отсылкой к книге Баллантайна, носит, однако, нескрываемо пародийный характер. Подростки спасены очутившимся поблизости военным судном, а испытанное потрясение ими уже забыто, но не могут бесследно пройти уроки, давшие понимание угрозы, таящейся в самом человеке.
Философские романы
Жанр философской аллегории оказался органичным для Голдинга, обращающегося к нему и в других своих произведениях: романе «Наследники» (1955), описывающем гибель общины неандертальцев в столкновении с людьми, которые представляют более высокую ступень исторического развития, и ставящем проблему цены прогресса; повести «Чрезвычайный посол» (1957), где действие развернуто в эпоху античности, но конфликт создан столкновением утопизма и скепсиса как взаимоисключающих типов сознания. Роман «Шпиль» (1964), где предпринята реконструкция мышления людей средневековья, переживающих безысходный конфликт духовных и земных влечений, повествует о разладе между великой целью, преследуемой героем, настоятелем кафедрального собора, который замыслил возвести над храмом гигантский шпиль, словно вступая в соперничество с Богом, и средствами, профанирующими это героическое начинание: оно оплачено страданиями людей, не понимающих самого замысла.
Творческое долголетие
Роман «Пирамида» (1967), представляющий собой отчасти автобиографическое повествование об английской провинции и отмеченный необычным для Голдинга лиризмом, предшествовал длительному периоду молчания, нарушенного лишь в 1979 «Зримой тьмой», где действие вновь связано с событиями войны, хотя основная коллизия носит отвлеченно философский характер, затрагивая проблему истинности или иллюзорности познания. К жанру притчи примыкает и дилогия «Ритуалы на море» (1984) и «Ближние кварталы» (1987). Посмертно издан неоконченный философский роман «Двойной смысл» (1995). В 1983 Голдинг был удостоен Нобелевской премии, а в 1988 посвящен в рыцари.